Главная » Статьи » Экономика |
Переломный год. Нынешний 2002 год по многим признакам является переломным в мировой истории. За последние двадцать лет в мире произошло столько кардинальных перемен, что наши потомки, возможно будут страшно изумляться: как это мы все это успели и как сумели адаптироваться? И только мы будем знать честный ответ: успевали плохо и адаптировались тоже плохо. Есть такая вещь, как искреннее покаяние, которое одно только и способно стирать отрицательную карму, и никак нельзя сказать, чтобы в последние двадцать лет общество в целом и его отдельные представители в массе сильно преуспели в этом самом покаянии, хотя каяться есть в чем, и в первую очередь в самом главном, на взгляд индийских мудрецов, грехе: невежестве. Что же такое невежество и как определить его в себе самом? Одним из простейших приемов является следующий: подумайте, какие из существенных событий в вашей жизни и в жизни общества оказались для вас совершенно неожиданными? Чем больше таких событий, и чем более существенными для человека они являются, тем больше его невежество, и тем большие усилия ему следует тратить на его преодоление - в порядке покаяния за грех ограниченности своего мировосприятия и примитивности способов внутренней переработки полученных из мира впечатлений - так можно культурно обозначить понятие невежества. Противоположным к невежеству понятием является мудрость, и мудрец это (в частности) человек, для которого существенные перемены в нем самом и окружающей его жизни никогда не являются неожиданными, и он никогда не оказывается к ним совершенно неподготовленным. Глобализация: мечты и реальность. Глобализация мира началась в начале ХХ-го века, с изобретением и внедрением телеграфа и телефона, и именно тогда должна была бы возникнуть идея, широко распространившаяся одновременно с Интернетом, а именно идея создания суперэффективного супербизнеса, основанного на более совершенных и дешевых информационных каналах. Однако ничего такого сверхэффективного в бизнесе начала 20-го века не появилось: телефон оказался удобным, но не принципиальным средством ведения дел, и всем быстро стало ясно, что он сам по себе не делает бизнес сверхрентабельным. Удивительно, что этот опыт был совершенно не учтен при создании суперпузыря "высоких технологий" - фирм, связанных с интернетом, компьютерами и полупроводниками. В 2000-м году этот "пузырь" сильно сдулся, и удивительным является не это, а его действительно мировые размеры и полное отсутствие доходов по акциям "высокотехнологичных" фирм - они должны были оправдать себя при условии приблизительно 10-летнего дальнейшего линейного или параболического роста - но тогда, по законам пирамиды, их пришлось бы распространять уже на Луне, Венере, Марсе и других планетах солнечной системы! Читатель, заинтересованный в детальном описании и анализе этой глобальной по своему масштабу аферы может обратиться к серии работ американского экономиста Джеймса Пьюплавы. Экономическая информация, приведенная ниже, почерпнута из них, а также из интернет-публикаций "Золотого антитрестовского комитета" GATA, Роберта Чэпмена и материалов сайта www.fallstreet.com Сильно сдувшийся (хотя и до конца пока не лопнувший) "высокотехнологичный" пузырь не идет ни в какое сравнение в "зеленым пузырем" американской валюты, "отвязанной" от золота в 1971-м году и несмотря на это ставшей мировой. Исторический экономический опыт показывает, что все без исключения валюты, не обеспеченные золотом, со временем девальвировались и в конце концов обращались в пустую бумагу. Правда, опыта обесценения мировой валюты у человечества пока еще не было - однако, судя по прогнозам цитированных выше американских экономистов, он уже совсем не за горами. Не утомляя читателя цифрами, автор ограничится одной: ежедневный торговый дефицит США в начале лета этого года составлял около двух миллиардов долларов, то есть на эту сумму остальной мир каждый день спонсирует "сильнейшую в мире экономику". По сравнению с этой величиной долги России смотрятся более, чем скромными! Факты, изложенные выше, хорошо известны экономистам; менее признанным является обстоятельство, о котором каждый русский человек, независимо от своей экономической образованности, интуитивно догадывается: в мире больших денег и крупного бизнеса "все схвачено", и никакого "свободного рынка" в экономическом понимании этих слов в мире большого бизнеса давно уже не существует: им правит небольшая по численности международная финансовая элита, материализованная в виде национальных центробанков и высших менеджеров крупных компаний, особенно интернациональных. При этом в последние годы, по мере назревания глобального мирового экономического кризиса, методы управления финансовой элиты становятся из "тонких" все более "толстыми", о чем свидетельствуют, в частности, громкие скандалы с отчетностью крупных фирм и банков и откровенно спекулятивные манипуляции на рынке золота, его акций и деривативов. Однако главные экономические "откровения" и треск финансовых "пузырей" еще впереди. Итак, глобализация экономики в первую очередь приводит к глобальному кризису - удивительно ли это? Вероятно, нет. Можно посмотреть на историю ХХ-го века: глобализация мира в первой половине столетия привела к двум мировым войнам. Далее, во второй половине века, настали времена более мирные для крупных (но не мелких!) участников мирового процесса, и военные бандиты уступили место своим экономическим собратьям. Почему так получилось? Один из законов этого мира можно сформулировать так: по окончании строительства большой дороги первыми на нее выходят разбойники. Так манифестировала себя эпоха Водолея: открытием Урана и французской революцией 1793 года, провозгласившей "свободу, равенство, братство" и опредметившей эти водолейские по духу лозунги сотнями тысяч отрубленных голов. Успех интеграции зависит от уровня готовности элементов будущего объекта к объединению в единое целое и от готовности этого целого, то есть вновь синтезирующегося объекта, к функционированию в этом переменчивом и тревожном мире. Одним из ценнейших итогов многолетней работы известного психолога Карла Юнга, много занимавшегося темой интеграции человеческой психики (он называл этот процесс индивидуацией) был следующий: индивидуация - трудный и тяжелый процесс, и не каждому человеку он оказывается нужен и по плечу. Этот вывод имеет ценность не только как психологический, но и как общекультурный факт, который можно сформулировать так: не каждое объединение - благо для его составных частей. На первый взгляд кажется неоспоримым лозунг: "В единстве - сила", - но его следует уточнить: "Сила - в подготовленном единстве", а если объединение неподготовлено, то порой получается на живую нитку сляпанная химера, довольно быстро испускающая дух и при этом не только губящая свои составные части, но также и оскверняющая изрядный кусок окружающего пространства. Типичный исторический пример - империя, завоеванная и удерживаемая огнем и мечом и распадающаяся, как только эти факторы ослабевают. Для того, чтобы целостный объект, создаваемый из частей и элементов, оказался жизнеспособным, необходимо многое, и каждый человек, пытавшийся настроить свой компьютер после очередного обновления элементной базы, это хорошо знает. Части, между которыми возникает конкуренция, слишком приближенные или чересчур удаленные от центра, требующие от него слишком большого внимания или, наоборот, стремящиеся жить по собственными правилам - все они вызывают в объекте большое напряжение, которое делает его плохо управляемым и осложняют его адаптацию к окружающей среде. А если у объекта к тому же имеется жизненная миссия или внешняя функция, то исполнять их ему оказывается более, чем трудно. Именно эта ситуация стала формироваться и актуализироваться перед человечеством в начале ХХ-го века, и если первый соблазн мировой интеграции - насильственная военная интеграция, то есть создание мировой военной диктатуры - с треском провалился (по крайней мере, идейно), то второй соблазн - формальная экономическая интеграция - идейно и фактически проваливается на наших глазах. Интересно, что в России, жители которой в массе не утруждают себя экономическими познаниями, а тем более в области зарубежной экономики, по данным опроса, опубликованным на сайте Росбизнесконсалтинг, доверие к рублю выше, чем к доллару и тем более евро - и причины этого могут быть весьма глубокими.
Нет дыма без огня. Ни один из лежащих в психиатрической больнице с диагнозом "мания величия" пациент не попадает туда просто так: скорее всего, в его астрологической карте наблюдается сильный Юпитер, предрекающий большую славу и авторитет - однако лишь при условии должных усилий со стороны хозяина карты. А если эти усилия отсутствуют или эфемерны, то данная человеку энергия идет на построение фантомов внутреннего мира, которые в резких случаях поглощают человека целиком. Точно так же идея глобализации экономики не возникает "ниоткуда", а является результатом частичного, неполного осознания человечеством факта своей возросшей целостности, о которой косвенно свидетельствуют возросшие возможности перемещения по миру (поезд, автомобиль, самолет) и совершенные средства связи (телефон, телевизор, Интернет). Серьезный вопрос заключается, однако в том, каким новым объектом должно стать человечество, синтезированное как единое целое столь мощными интеграционными средствами? Если считать, что изменения предстоят по типу косметического ремонта, то можно всерьез не заботиться ни о чем - однако слишком уж велики открывшиеся возможности интеграции, а опыт учит, что открывающиеся большие возможности или эффективно реализуются, или через короткое время приводят в глубокую яму.
Если же считать, что человечество действительно получило инструменты и рычаги для объединения на качественно новом уровне, то в первую очередь следует задаться вопросом: а каковы будут функции вновь созидаемого "объекта", куда он направит эволюцию отдельных людей, всевозможных коллективов и Земли (со всеми ее тонкими телами) в целом? В любом случае ясно, что отдельные части могут интегрироваться в единое целое, лишь если каждая из них займет в нем свое место и наладит отношения с другими частями, балансируя свои "личные" интересы с общественными, то есть с интересами объекта в целом. Чем ниже степень согласования частей, тем ниже будет уровень целого - или оно вообще не состоится. Однако нынешняя ситуация выглядит не только неустойчивой, но и сильно разбалансированной по тонким телам: сильнейшая экономическая взаимозависимость стран мира находится в резком контрасте с их культурной разобщенностью и часто кричащими противоречиями на уровне этнического сознания, выражающимися, в частности, в терроризме. Что здесь "первично", а что "вторично"? На взгляд автора, первичным фактором является культура, и в отсутствие должных культурных связей и культурного единения интегрированная экономика невозможна - по крайней мере, сколько-нибудь устойчивая экономика. С этим явлением столкнулся в свое время Советский Союз, с ним же, но в несравненно более широком масштабе, сейчас сталкивается действующая мировая финансовая система. Однако происходящий сейчас мировой финансовый кризис - это в первую очередь кризис основной экономической идеи "свободного рынка", восходящей к Дарвину с его "естественным отбором". Дарвинизм в биологии сейчас выходит из моды, а вот экономический дарвинизм как идея существует и процветает, хотя фактически от "свободного рынка" давно уже осталось одно воспоминание, и миром правят, как их называли во времена социализма, "финансовые воротилы с Уолл-Cтрит" - которые, похоже, совершенно не справляются с ситуацией, которую сами же создали. Почему же так получается? Распространенное объяснение заключается в ссылке на необыкновенную алчность капиталистов, которую автор не подвергает сомнению, но все же полагает, что причины лежат глубже. Все основные человеческие страсти, а особенно те, которые актуализируются в групповой работе (в первую очередь это алчность, ревность, жажда власти и славы), инициированы соответствующими эгрегорами, и потому серьезные объяснения мировых процессов нужно искать в области эгрегоров и архетипов, а не в индивидуальной психологии. В данном случае необходимо признать, что слепой "свободный рынок" нежизнеспособен, то есть ведет страну (и мир в целом) в анархию и разорение, если не управляется "сверху" более или менее тонкими методами - открыто государством или теневым способом полускрытой финансовой элитой, использующей "демократию" как удобную для себя завесу. Оба эти варианта в принципе могут быть хороши - но лишь до тех пор, пока цели, которые ставят перед экономикой ее явные или теневые лидеры, соответствуют объективно развивающемуся историческому и, в частности, экономическому процессу. В течение всей истории человечества отдельные человеческие коллективы были довольно разобщены - по крайней мере, в масштабах планеты, и имевшиеся эгрегориальные схемы (архетипы) управления коллективами были в этом смысле локальными, то есть эгрегориальное мышление в рамках планеты в целом отсутствовало. Теперь же мы живем в пределах "земного шарика", который можно облететь на самолете за сутки, а связаться с любой его частью за секунды. Это означает, что планетарное сознание и планетарное мышление, пусть фоновое, становится нормой для многих людей - а образцов для него пока что не выработано. Однако совершенно ясно, что реальная интеграция предполагает достаточно четкое распределение ролей и обязанностей между "субъектами федерации", и в первую очередь - не экономических, а культурных и духовных, то есть буддхиальных и атманических
Событие или процесс? Существует два принципиально различных способа видения мира - с точки зрения идущих в нем длительных процессов (буддхиальный) и с точки зрения происходящих в нем событий (каузальный). Какой из них лучше - дело вкуса, но ясно все же, что без знания процессов правильное понимание событий и их прогнозирование невозможно. С экономической точки зрения, к буддхиальному архетипу относятся производство и потребление, а к каузальному тяготеют деньги и иные финансовые инструменты - акции, облигации, валюта. Экономическим эквивалентом каузальности в экономическом мире является "ликвидность", то есть возможность быстрой продажи данного "актива" - акции, облигации, опциона, государственного казначейского билета (валюты). Покупка или продажа ликвидной акции - это каузальный акт, то есть событие, которое не влечет за собой необходимости участия в том или ином длительном процессе - по крайней мере, так устроена современная биржа, и именно этот принцип и ведет ее к неминуемому краху, причем без возможности восстановления в существующем ныне виде. 2002-й год - это не 1929-й, за эти годы времена на планете изменились, и довольно круто, хотя не всем хочется это признавать. Резкий рост числа финансовых инструментов (особенно деривативов, то есть вторичных ценных бумаг, о которых неспециалисты даже и не подозревают, и слава Богу, что так) есть проявление острого желания мировой финансовой элиты манипулировать буддхиальным планом с помощью каузальных энергий, что возможно лишь в ограниченной степени, да и то лишь на относительно ровных участках общественного и экономического развития. А когда идут неравновесные процессы, когда происходят резкие повороты и скачки развития, то, с точки зрения статистики, происходят "маловероятные" события, а по сути происходит то, что высшие планы откровенно обнаруживают себя как ведущие по отношению к низшим, ломая логику "естественного" развития последних. Говоря на языке эзотерической астрологии, включается канал Огня и происходит сильная прямая трансляция из тонкого плана в плотный, переключающая последний на качественно новый сюжет развития. Именно это сейчас и происходит на Земле, и в первую очередь - в сфере сознания, индивидуального и коллективного, а во вторую - в экономической сфере, но последняя более "видна" широким экзотерическим массам. Увеличивающаяся связность всех происходящих на Земле процессов и явлений приводит к тому, что тонкие законы, когда-то видные лишь отдельным мудрецам и благополучно игнорируемые большинством человечества, манифестируют себя все более ярко, делая невозможным то, что было более чем естественным вчера. В частности, становятся откровенно ощутимыми процессы, вызывающие к жизни события, и рассматривать последние в отрыве от первых становится невозможным, так что приходится качественно перестраивать многие схемы мышления и интерпретаций. Например, краеугольным камнем финансового и биржевого круговорота всегда был принцип "деньги не пахнут": купив акцию, ее владелец имеет не только законное, но и моральное право ее в любой момент продать, и никакого отношения к судьбе выпустившего ее предприятия или фирмы он не имеет. Однако с повышением цельности мира на всех каузальных актах, таких, в частности, как покупка ценной бумаги, проявляется их буддхиальная окраска, то есть покупая акцию, человек вступает в кармическую связь с выпустившей ее фирмой, и не волен разорвать эту связь раньше, чем эта связь будет отработана. А попытки нарушения закона кармы кончаются тем, что она возвращается обратно, но в более тяжелом варианте. Финансовые потоки и карма. В качестве примера можно рассмотреть попытки построения глобальной мировой экономики на основе американской валюты, которые продолжаются уже около 20 лет и сейчас подходят к своей завершающей фазе - сокрушительному разочарованию в этой идее, а также, по мнению автора, в идее глобальной мировой валюты как таковой. Тот факт, что США, пользуясь своим положением мирового политического лидера и званием самой эффективной и устойчивой в мире экономики, в течение последних десятилетий экспортировала свою инфляцию по всему миру, хорошо известен. Однако мало кто из экономистов задумывался о том, что бесплатного сыра не бывает даже (и особенно) на Уолл-Стрит, и за все приходится платить, в том числе и Америке. Чем? Очень просто: отягощением своей кармы, а именно, взятием на себя роли балансира мирового хаоса. Когда в 1991 году в Россию хлынул поток американских долларов, он не только разрешил существовавший на тот момент в Америке инфляционный кризис - произошло еще одно внешне малозаметное, но в перспективе очень серьезное событие: в том же объеме на Америку легла российская карма, - но каждому живущему здесь человеку понятно, что эта тяжесть не по плечу ни одной другой стране. На психологическом уровне эту мысль можно выразить так: когда российская семья хранит свои сбережения в виде (пусть даже тонкой!) пачки долларовых бумажек, она возлагает на американского президента функцию своей опоры и жизненного (не только экономического!) гаранта - и, естественно, у бедняги подгибаются ноги. С этой точки зрения совершенно понятно, что ни одна страна в мире не может претендовать на роль монопольного держателя мировой валюты - это бы означало, что она держит мировой каузальный поток, то есть мировую плотную карму. С другой стороны, попытки формально-экономического объединения, не поддержанного культурной и духовной (в частности, мировоззренческой) общностью, также обречены на неудачу - и поэтому, по мнению автора, нет будущего у свежеиспеченной европейской валюты - она стала возможной лишь при опоре на доллар и рухнет вместе с ним. Еще раз: событие или процесс? Понятно, что мировая валюта - это очень удобно, но всякое удобство предполагает плату за него, и она для неинтегрированного человечества оказывается слишком высокой. Но существуют еще и принципиальные соображения, показывающие, что слишком сильно опираться на "монетарные" методы управления экономикой нельзя. Дело в том, что свободно циркулирующие деньги всегда несут в основе своей каузальную энергию, пусть большую - но в буддхиальную она превращается всегда с трудом и большими издержками. Событие - это то, что можно купить за деньги, но ни образование, ни профессию, ни социальный статус, ни настоящих друзей, ни внутренней ясности за деньги не купишь - они требуют буддхиальной энергии, точно так же, как и налаживание в стране производительной базы или успешно работающей системы управления обществом. Каузальная энергия может поддерживать буддхиальные объекты (процессы и явления), но не в состоянии ими руководить. Иными словами, каузальная энергия не может заменять собой буддхиальную - хотя при желании может имитировать последнюю; впрочем, до добра подобная имитация не доводит.
Куда же мы едем? Вместе с тем, автор считает, что человечество действительно движется в направлении своей существенной интеграции и осознания своей кармы и миссии как единого целого - но до этой цели несколько дальше, чем может показаться сейчас. Реальная интеграция может состояться лишь при условиях достаточного развития и готовности к сотрудничеству каждой части Единого Человечества, осознания и принятия каждой частью своей роли в Целом и технической возможности эту роль исполнять. На экономическом плане это означает, что все будущие "субъекты" Мировой Федерации должны уметь справляться со своими проблемами самостоятельно, прибегая к помощи соседей и друзей лишь тогда, когда это совершенно необходимо, и осознать свою уникальность в сфере мирового разделения обязанностей - в частности, научиться делать что-то реально общественно нужное и такое, с чем не справится никто другой. Это, в частности, означает существование собственной конвертируемой валюты, достаточно твердой и защищенной - там, где это необходимо - законами данного "субъекта", например, страны. С идеей "глобальной свободной торговли" человечеству придется распрощаться, вероятно, очень надолго - оно попросту к ней не готово. Свободная торговля возможна в очень сильно интегрированном обществе, лишь тогда она не становится тормозом развития многих его частей. А начинать интеграцию придется с малого - с себя, своей семьи, учебного класса, фирмы, двора, микрорайона. Лишь тогда, когда человек научится хорошо чувствовать энергетику и этику малых эгрегоров - парных, семейных, своего рабочего коллектива, дружеского круга - он может начать ощущать волю и этику больших эгрегоров, в частности, этнического, государственного и планетарного, а пока этого не происходит, реальная интеграция невозможна. Однако поколение, рожденное в 70-х годах ХХ-го века, когда Нептун вошел в Стрельца, и следующие за ним чувствуют энергетику и волю эгрегоров настолько, что последние являются для них совершенно "материальной" реальностью, и автор надеется, что эта молодежь и начнет реальную перестройку нашей планеты - с посильной помощью отдельных энтузиастов из предшествующих поколений. Если до сих пор история предлагала нам два основных варианта существования человечества - феодальная раздробленность и каузально-монетарный капиталистический "фарш", то теперь мы выходим на уровень структуризации, который в идеале превратит человечество в подобие живого организма, функционирующего как единое целое, но разделенного на органы, тесно взаимодействующие друг с другом, но при этом совершенно различные и по внешнему виду, и по своим функциям Источник: http://lib.irismedia.org/sait/Podvodny/www.podvodny.ru/Lightning.html | |
Категория: Экономика | Добавил: trends (27.01.2008) | |
Просмотров: 1404 | Рейтинг: 4.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |