Главная » Статьи » Геополитика |
Китай - взгляд на перспективного подростка
Составить общую и беспристрастную картину Китая не так просто. Эта страна слишком сильна уже сейчас и много наследует от традиций манипуляции общественным сознанием, что приводит к тому, что реальная картина Китая снаружи не очень то и видна. В то же время информация, распространяемая китайскими СМИ содержит много и правдивой информации. Попорбуем отделить зерна от плевел.
Китай - быстроразвивающаяся экономика. Промышленный рост исчисляется двузначными числами процентов. Однако надо понимать, что такой рост обычно свидетельствует о том, что страна выбирается из глубочайшей ямы. До недавнего времени китайское население было очень бедным и существенным стало преодоление порога в 1 доллар в день на человека личных расходов. Сейчас рост происходит очень динамично, но возникает существенная проблема неравномерности этого роста. Эта неравномерность идет по двум направлениям - региональному и личному. Одни регионы богатеют значительно быстрее и в рамках регионов одни люди богатеют значительно быстрее других.
Это приводит к двум существенным вещам. Во-первых, быстропрогрессирующее расслоение населения. Это обстоятельство входит в противоречие с коммунистическими принципами. Однако в китайской традиции коллективизм всегда был выражен, просто потому что иначе очень трудно не скатиться в хаос стране с таким количеством населения. Поэтому трудно ожидать, что Китай станет капиталистической страной западного образца. Скорее бизнес будет подвергаться тому или иному существенному государственному регулированию.
В этом разрезе второй существенной вещью является поощряемая государством миграция населения, призванная в том числе погасить расслоение общества. Это в свою очередь приводит к росту строительства. И еще - к существенным экологическим проблемам. Китайское общество увлеклось новым занятием - работать и богатеть, раз уж появились такие возможности. Тем более, что китайский народ всегда был работящим и получал малую отдачу от своего труда. Однако размах этого движения в силу огромного количества людей приводит к истощению природы. Сейчас в 60% китайских рек нет рыбы. Понятно, что рыболовный бизнес - это самое простое что можно придумать. Этой возможности для бизнеса в Китае уже практически нет.
Регулирование рождаемости в Китае - мера вынужденная и необходимая. Альтернативы ей пока не видно. Однако оно приводит к неожиданным для развивающейся страны последствиям - старение населения, замедление роста численности, стагнация, ожидаемая к 2050 году. Как следствие - социальные проблемы, нагрузка на государство, но и возможно, бОльшая мудрость населения и возможно, страны в целом.
Рост возможностей потребления и происходящие в стране изменения приводят к возможностям личностного роста. Как ни велики китайские традиции, нынешнее состояние личностного облика в среднем не так уж оптимистично. И хотя у китайского народа есть хорошая основа в виде традиций дисциплинированности, уважения к окружающему и единения с природой, часто наследование этой традиции происходит автоматически, что приводит к утере этих свойств, как только для того появляются соблазны. Социальные институты в своей деятельности еще достаточно хаотичны, это относится как к медицине, так и к охране общественного порядка. Лидирующая больница может не разобраться в простой проблеме и чуть не спровоцировать сложнейшую операцию по ошибке, и в то же время больница в захолустье может отлично справиться с значительно большими проблемами. Регулярно появляются сообщения о примерах безразличия и бездушия в китайском обществе. Есть, конечно, и противоположные примеры.
В сущности, такая картина и приводит к мысли назвать текущее положения Китая подростковым. Наследованные традиции надо прочувствовать на личном опыте, чтобы понять всю их мудрость. И та движуха, которая сейчас происходит в Китае, призвана поднять личностный уровень населения и социальных институтов до уровня мудрости китайской традиции. Только тогда мы сможем говорить о Китае как о кандидате на позицию одного из мировых лидеров не только по экономическим показателям, но и по духу.
Пока же не все хорошо в этом отношении. Китайское руководство много делает для своей страны и добилось значительных успехов, но личностный рост населения и контроль над ним все еще остается превалирующей проблемой и тенденцией для китайских правителей. Более того, китайское государство пытается влиять на политику других государств и их восприятие китайской ситуации, иногда даже изнутри этих государств.
Повторюсь, не стоит ожидать, что Китай наследует западные ценности. Индивидуализм, демократия - все это не будет в Китае превалировать. Скорее наоборот, коллективизм, коллективная, а не индивидуальная реальность, регулируемость и включенность в коллектив, а не полная личная свобода. Однако это не значит, что китайцы будут иметь низкий личностный уровень и основная характеристика будет - их количество, а не качество. Скорее надо говорить о добровольной включенности и отказе от личных свобод (как следствие понимания, что так лучше, правильнее в текущей ситуации), какой-то жертвенности (возможно, жертвуя что-то лишнее и в сущности потому и не жертвуя по сути). Но для того, чтобы это все заиграло красками, отказ и жертва должны произойти добровольно, по осознанию, а не по тупой необходимости, навязанной властями.
Ценность человеческой жизни в Азии традиционно низка. Но это только говорит о резервах развития. Человек может жертвовать своей жизнью и интересами, и это может стать правилом (вспомните ислам), но эта жертва должна быть осознанной, принятой человеком и оцененной, восхваленной обществом. Тогда это возможно и не жертва, а закон природы, естественный и по своему прекрасный. И человек, понимая себя в более широком контексте, чем просто эта одна жизнь этого одного человека, счастлив, делая эту жертву.
В этом идея коллективизма и в этом, если хотите, коммунизм. Смерть в сущности так же естественна, как и жизнь, если происходит вовремя.
Но в Китае сейчас она часто происходит не вовремя. Чем еще может торговать самая большая по численности страна? Правильно, человеческими органами. Недавно Китай признал, что часто экспортирутся органы людей, приговоренных к смертной казни. Якобы они это делают, как "добровольный подарок обществу". Однако, упомянув весьма существенный хаос в системе безопасности и обеспечения общественного порядка, стоит задать вопрос, а кто они, эти приговоренные к смерти? За какие такие преступления? Можно ли гарантировать, что вся эта индустрия не является просто нечистым бизнесом, направленным на невероятно прибыльное обогащение отдельных чиновников? И в качестве сырья используются общественные изгои?
Есть даже очень большая прослойка изгоев - последователи фалуньгун. История с этим учением непростая и неоднозначная. Оно категорически запрещено в Китае, до этого было категорически прославляемо. Пока по численности не сравнялось с компартией Китая. Вроде бы построено на китайской традиции, исповедует светлые ценности. В то же время, во многих странах борется с восприятием себя как тоталитарной секты. Но не в этом суть. Суть в том, что когда последователи фалуньгун говорят о том, что в Китае их арестовывают и вырезают органы, этому вполне можно поверить.
И еще могу поверить, что это учение вносит свой существенный вклад в процесс личностного роста китайского народа. Потому что это трагедии, которые у всех на глазах. И потому что это учение действительно смогло стать в Китае массовым.
Думаю, что самое существенное и ожидаемое от Китая сейчас - это внутричеловеческая трансформация сознания китайцев, прогресс, необходимый, чтобы выйти из подросткового возраста. И хотя многие экономисты уже сейчас с большим вниманием прислушиваются к комментариям нацбанка Китая и с тревогой смотрят на юань, кажется, что все это будет законсервировано еще некоторое время, пока на сцену не выйдет немного другое лицо этой страны. Хотя конечно, оно будет вариацией нынешнего.
| |
Категория: Геополитика | Добавил: trends (05.12.2007) | Автор: trends | |
Просмотров: 1242 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |