Главная » Статьи » Геополитика |
Современные тенденции развития техники Автоматизация и отделение производства информации от материального производства Я думаю, что все кто наблюдал за тенденциями развития техники на протяжении двадцатого века согласятся, что среди основных тенденций ее развития была тенденция ко все большей автоматизации материального производства (в частности, внедрение робототехники) и вытеснения людей из процесса производства, и тенденция к отделению производства информации от материального производства.
На этой последней тенденции следует остановиться особо. Она логически вытекает из предыдущей: по мере того, как люди вытесняются из процесса материального производства, с точки зрения людей процесс производства все в большей степени начинает выглядеть как процесс производства одной лишь информации. Токарь больше физически не крутит ручку станка, чтобы выточить деталь, он программирует станок на вытачивание этой детали. Рабочие и инженеры превращаются в программистов. Если продолжить тенденцию роботизации в будущее, то легко можно увидеть ситуацию, когда роботы, наделенные элементарным интеллектом, начнут сами производить себе подобных, новых роботов, и таким образом станут своего рода искусственной формой жизни. Можно также предположить, что люди окажутся достаточно умны, и не позволят роботам восстать против себя (в противоположность тому, что обычно описывается в бульварной научной фантастике, не брезгующей ничем для того, чтобы пощекотать нервы читателей). Тогда они будут использовать ("эксплуатировать") эту искусственную жизнь в своих целях, так же как они использовали до этого в своих целях на протяжении тысячелетий естественную живность (коров, лошадей, кур и т.д.). А именно, они будут "впрыскивать" в роботов информацию о производстве необходимых им вещей, и забирать у роботов готовые вещи, подобно тому, как на протяжении тысячелетий они снимали шерсть с овец или выдаивали молоко из коров. Микроминиатюризация и "конструктор" из искусственных микроорганизмов Теперь соединим эту ситуацию с еще одной тенденцией развития техники, тенденцией к миниатюризации и микроминиатюризации, к созданию технических устройств все более микроскопических размеров (вспомните хотя бы историю развития больших интегральных микросхем). Читая предыдущий абзац, при слове "роботы" вы, скорее всего, представляли их себе в виде неких громоздких неповоротливых механических металлических тварей, так как их изображали на протяжении двадцатого века фантасты.
Однако с технической точки зрения роботы, построенные из больших цельных кусков металла весьма несовершенны - они обладают ограниченными возможностями к самовосстановлению по сравнению с настоящими живыми организмами: если поранить настоящий живой организм, рана быстро заживет, если сломать кость, она в конце концов срастется, но если у робота, состоящего из цельных деталей стерся подшипник, то единственный способ его отремонтировать - разобрать и поставить запчасть. Способность настоящих живых организмов к самовосстановлению обусловлена тем обстоятельством, что они состоят не из цельных кусков материи, а из огромного количества почти самостоятельных микроскопических организмов - живых клеток, способных размножаться, и заделывать собой возникающие "бреши" и поломки. Учитывая тенденцию к микроминиатюризации, макроскопические роботы будущего по-видимому также будут являться "многоклеточными" организмами и будут состоять из саморазмножающихся нанороботов, т.е. микроскопических роботов собранных с помощью нанотехнологий, то есть технологий манипулирующих отдельными атомами. Такие многоклеточные роботы будут не только способны к быстрому саморемонту и восстановлению, но также и быстрому изменению своей макроскопической конфигурации, что позволит им быть универсальными роботами, способными выполнять любые задачи. Более того, возможно, что макроскопические роботы будут автоматически самособираться из нанороботов только под выполнение какой-либо одной конкретной задачи, и сразу же, как только задача будет завершена, снова распадаться на миллиарды микроскопических роботов, готовых участвовать в самосборке нового робота, под иную задачу.
Таким образом, люди будущего будут жить как бы погруженными в среду невидимых искусственных микроорганизмов, готовых мгновенно собраться в макроскопического робота (или даже сразу в готовое изделие, минуя промежуточную стадию макроскопического робота) по приказанию человека. Информатизация и неограниченная воспроизводимость материальных объектов Здесь уместно вспомнить еще одно тенденцию развития техники, ярко проявившуюся к концу 20-го века - тенденцию к облегчению и упрощению процессов копирования, обработки и передачи информации (яркие тому примеры - персональные компьютеры и интернет). Если применить эту тенденцию к предполагаемой среде нанороботов будущего, то можно представить себе, что помимо задач материального производства, они также смогут поддерживать задачи обработки, хранения и передачи информации в любую точку земного шара.
Здесь для нас важен тот момент, что раньше или позже может возникнуть такая ситуация, при которой любая вещь, любой продукт будут полностью описываться программой их создания, и при этом будет существовать техническая возможность из любой точки земного шара "скачать" эту программную информацию, хранящуюся в любой другой точке земного шара, и воспроизвести этот продукт в любом месте, в любом количестве экземпляров без применения ручного человеческого труда. Куда эти тенденции развития техники могут привести западную цивилизацию? Элитарное общество как следствие применения понятия частной собственности к информации. Посмотрим, что такая ситуация означает для западной цивилизации. Отличительной особенностью западной цивилизации от советской, является то, что она построена на понятии частной собственности на средства производства. Возможно ли применение этого понятия к ситуации, когда средства производства представляют из себя единый глобальный "резервуар" саморазмножающихся искусственных микроорганизмов свободно "перетекающих" из вещи в вещь?
По-видимому в такой ситуации основным средством производства и предметом прав собственности будут считаться не материальные производители (нанороботы), а исполняемые ими программы создания вещей. Иными словами, собственностью станут считаться не материальные объекты, а информация. Тенденцию к этому мы наблюдаем уже сегодня: например, предметом собственности автора, написавшего книгу, является не материальный объект (бумажная книжка, которую может приобрести в свою собственность любой покупатель), а авторские права на информацию, содержащиеся в этой книжке. Современная западная цивилизация уже сегодня распространила право собственности на такие чисто информационные сущности как музыкальные произведения и программное обеспечение для персональных компьютеров. Можно не сомневаться, что как только появятся универсальные роботы, способные воспроизвести любую вещь, программное обеспечение для них будет чьей-нибудь частной собственностью.
Если западная цивилизация в ходе своего развития не откажется от понятия частной собственности, она породит общество тотальной слежки, где органы, призванные следить за соблюдение авторских прав, будут надзирать за каждым гражданином, чтобы он не занимался пиратством. Это неизбежное следствие той точки зрения, что информация может рассматриваться как собственность или как товар, то есть, что информации может быть назначена цена в деньгах. Деньги были изобретены для того, чтобы облегчить обмен материальными объектами, для того, чтобы желающему поменять шило на мыло не надо было искать желающего поменять мыло на шило, а можно было поменять сначала шило на деньги, а затем деньги на мыло. В результате обмена материальными объектами у бывшего обладателя шила теперь в руках оказывается мыло, но шило он при этом утрачивает. Происходит обмен в строгом смысле этого слова, когда один материальный объект полностью замещается другим. Деньги в данном случае служат средством, облегчающим обмен. Теперь посмотрим что происходит, когда понятие денег, изначально изобретенное для облегчения обмена материальных объектов, пытаются применить к обмену информацией. Предположим, что Вы продали какую-то идею. Что происходит в этом случае? Сначала у вас была идея, но не было денег. После продажи у Вас по-прежнему имеется Ваша идея плюс деньги, которых у Вас раньше не было. Никакого обмена в строгом смысле слова не произошло. Произошла продажа доступа к информации. Доступ к Вашей информации получил тот, у кого были деньги. Тот у кого денег нет, доступа не имеет. Иными словами, в случае продажи информации, деньги не служат средством облегчения обмена, а наоборот, средством ограничивающим "обмен".
Благодаря такому ограничению создается "элита" имеющая доступ к информации, и "массы", которые такого доступа не имеют. Понятие собственности изначально возникло в применении к материальным, а потому ограниченным, ресурсам, ресурсам у которых может быть один, и только один, владелец. Распространение этого понятие на информационные ресурсы, которые по самой своей природе неограниченны, поскольку ими одновременно могут пользоваться бесконечное число людей, означают попытку искусственно, путем юридических ограничений (то есть, в конечном счете, посредством осуществляемого государством насилия) превратить информацию в ограниченный ресурс. Сегодня капитализм еще не совсем изжил себя, он все еще выполняет определенную прогрессивную роль - деньги это единственный способ принудить людей выполнять ту работу, которая им не нравится и неинтересна. Но что будет, когда такой неприятной работы просто не останется (всю ее на себя возьмет "умная" техника). Какую роль тогда будут играть деньги? Не превратятся ли они просто в средство осуществления власти одних людей над другими, власти, существующей лишь ради себя самой? Уже сегодня производство товаров потребления становится все более автоматизированным, и, соответственно, все меньше ценится физический труд. Возникает проблема: как должно будет распределяться растущее богатство? Если не по физическому труду, то по какому такому новому критерию? Советская альтернатива - цивилизация творчества Мне представляется, что в складывающейся ситуации необходимо стремиться к построению такого общества, в котором главной ценностью был бы признан творческий (т.е. производящий новую информацию) труд. Только тогда мы можем рассчитывать на то, что технический прогресс не заглохнет, а будет продолжать увеличивать совокупное общественное богатство.
Истинно гуманистическое общество должно не выкидывать трудящихся на помойку цивилизации, а обучать их творческому труду взамен физического. Разумеется, талант прорежется не у всех, но благоприятные условия надо создать всем, потому что иначе он не прорежется ни у кого: свободное раскованное творчество на благо всего человечества несовместимо с постоянным страхом что у тебя отнимут последний кусок хлеба. В этом смысле Советская цивилизация, с ее стремлением в первую очередь к творческому труду оказалась цивилизацией намного опередившей свое время.
Через несколько десятков лет, когда автоматизация и роботизация окончательно вытеснят человека из процесса производства, единственным продуктом, который будут производить люди, будет информационный продукт. Советская цивилизация просто опередила свое время лет на сто. Я не хочу сказать, что это очень хорошо - придти раньше времени иногда бывает хуже чем опоздать. Но есть ли чисто практический смысл в сегодняшних попытках уничтожить ту культурную традицию, которая через несколько десятков лет будет по-видимому единственной на Земле культурой, идеально соответствующей наступающей новой эре в истории человечества? Но есть причины и более глобальные. Речь идет о выборе пути развития всего человечества, о том сможет ли человечество перейти от капитализма к коммунизму. Нынешняя эпоха: "окно возможности" для перехода от капитализма к коммунизму Сегодня человечество переживает очень сложный период, когда история приоткрыла нам "окно возможности" перехода от капитализма к коммунизму. Это очень сложный, противоречивый и длительный период, в течение которого коммунизм будет постепенно вызревать в недрах капитализма. Коммунизм как непрерывное движение в сторону завершения "войны всех против всех". Здесь следует сразу же пояснить, какой смысл я вкладываю в слово "коммунизм" в данном контексте, поскольку это слово всегда вызывает большую путаницу в головах. Как и всякое слово, имеющее длинную и богатую историю, каждый понимает его по-своему. Можно, конечно понимать его буквально, в "первобытнообщинном" смысле, как жизнь в коммунах, где все общее, включая нижнее белье и жен. Если Вы понимаете это слово так, то тогда я точно не коммунист. Но я лично воспринимаю это слово совсем в ином смысле. Для меня коммунизм - это общество, в котором закончилась борьба каждого отдельного человека против каждого другого человека на Земле. На первый взгляд кажется, что это утопия, потому что даже при неограниченном изобилии всегда найдется какой-нибудь ресурс, которого не хватит на всех, и люди будут за него бороться. О недостижимости идеалов и осуществимости движения к ним Впрочем, тут надо четко определиться, что понимать под осуществлением коммунизма. В моем понимании коммунизм - это идеал, а всякий идеал недостижим по определению. В лучшем случае возможно асимптотическое приближение к идеалу, а вообще-то чаще всего идеалы подобны горизонту, который удаляется от нас по мере нашего приближения к нему. Я уже много раз писал, и готов повториться еще раз, что идеалы не должны быть конечной целью. Конечная цель - это слишком печально и бесперспективно, поскольку прибывшему в конечный пункт больше некуда идти. Идеалы следует рассматривать как путеводную звезду, указывающую нам направление вечного движения. Так вот, если под осуществлением коммунизма понимать постепенное снижение накала борьбы всех против всех, то сегодня я считаю, что он осуществим, причем осуществим без ущерба для темпов технического прогресса. Скорее наоборот - информационный диалог с природой, если мы начнем всерьез ее преобразовывать, может стать в будущем ничуть не менее сильным стимулом для развития техники, чем сегодня борьба людей между собой. Первая и самая главная состоит в том, что для того, чтобы общество начало приближаться к идеалу, идеал должен быть принят обществом. Если люди по-прежнему будут считать идеальным устройством общества капитализм, или, в более общей формулировке, общество, построенное на неравенстве людей, и на борьбе всех против всех за обладание деньгами, властью, и славой, эта борьба никогда не закончится. Таким образом, я считаю, что коммунизм (не как конечная цель, а как идеал, указывающий направление движения человечеству) вполне осуществим. Хватит ли у человечества здравого смысла выбрать себе такой идеал - это уже другой вопрос. Это вопрос наличия культурной традиции, наличия такой цивилизации среди цивилизаций планеты Земля, которая толкала бы человечество в этом направлении. Хочу подчеркнуть, что такая культурная традиция не должна иметь ничего общего с идеалистическим представлением о том, что коммунизм можно построить с помощью одного лишь перевоспитания народа (а попросту, с помощью промывания ему мозгов). Это должна быть материалистическая культурная традиция, ясно осознающая, что коммунизм возможен только при наличии соответствующей материально-технической базы. Технология дает человечеству новые возможности, позволяет выбирать между различными вариантами образа жизни, вариантами реально не существовавшими до появления новой технологии. Культурная традиция нужна лишь для того, чтобы делать разумный выбор между все новыми и новыми возможностями, постоянно открывающимся в ходе технического прогресса. О необходимости двухполярной цивилизации Выше мы видели, что "капиталистическая" ветвь гуманистической цивилизации не гарантирует продолжения технического прогресса в будущем. Более того, некоторые ее особенности (в первую очередь, характерное для нее стремление распространить понятие собственности на информацию) дают основания для определенных опасений. Если она останется единственной на Земле гуманистической цивилизацией, предоставленной самой себе и не имеющей конкурентов, то она, в конце концов, может выродиться в свою противоположность - элитарное общество, где власть существует лишь ради власти, и никакой прогресс невозможен, поскольку любой прогресс нарушает сложившееся равновесие власти.
Чтобы предотвратить это, необходим, как минимум, двухполярный мир, необходимо существование на планете Земля второй, альтернативной гуманистической цивилизации. Особенностями этой цивилизации, отличающими ее от первой ("капиталистической" или "западной") должны быть твердая приверженность идеалам эгалитаризма (равенства возможностей для всех людей), восприятие творческого труда как высшей ценности, вера в то, что человек способен, вправе (и даже, в каком-то смысле обязан) познавать и творчески преобразовывать природу на благо всех людей, отсутствие консервативной культурной традиции, которая могла бы помешать признать информацию общим достоянием всего человечества, когда для этого созреют материальные предпосылки. Следует ли понимать коммунизм как общество, в котором вообще нет денег? Еще раз хочу повторить: ни одна технология никогда не приведет к "окончательной победе" коммунизма. Человечество сможет лишь вечно, "асимптотически" приближаться к этому идеалу, проходя через все новые и новые этапы развития общества.
Причем переход на каждый новый этап возможен лишь при появлении соответствующих материальных предпосылок. Например, мы не можем сделать всю информацию бесплатной прямо сегодня - до тех пока пища и кров не бесплатны, люди по прежнему будут жить в денежной экономике, и экономика, основанная на дарении, останется, в лучшем случае, дополнением к денежной экономике, роскошью, которой предаются лишь те, кто зарабатывает деньги за пределами экономики, основанной на бесплатном дарении, поскольку люди, которые не могут оплатить свои телефонные счета, не могут участвовать в Сети. И только люди, у которых уже есть деньги могут позволить себе раздавать информацию за бесплатно, поскольку в противном случае они умерли бы с голоду в нашем мире, в котором пища стоит денег.
Отсюда следует, что идеал полной бесплатности абсолютно всей информации достижим лишь асимптотически, поскольку, в противоположность информации, пища никогда не сможет стать абсолютно бесплатной (хотя ее стоимость может постоянно снижаться с внедрением новых технологий). В противоположность информации, пища материальна. Существует фундаментальная разница между материальными вещами (такими как материя и энергия) и нематериальными вещами (информацией). Информацию можно воспроизводить в потенциально неограниченном количестве копий, и поэтому она представляет собой неограниченный ресурс, который вы можете отдавать сколько угодно. С другой стороны, внутри замкнутой системы может существовать лишь определенное количество материи и энергии (систему Земля - Солнце можно рассматривать в качестве именно такой замкнутой системы, поскольку Земля получает большую часть своей энергии от Солнца, вклад других внешних источников пренебрежимо мал). Материя и энергия в замкнутой системе представляют собой ограниченный ресурс, а ограниченные ресурсы необходимо бережно использовать и ценить. Если вы располагаете лишь некоторым ограниченным количеством ресурсов, вы не можете раздавать их бесплатно, иначе они у вас весьма скоро кончатся. Вы можете лишь обменивать их на что-либо равноценное. Для этой цели вам необходимо что-то, что позволяло бы измерять их ценность. Иными словами, нужны деньги.
Деньги будут существовать до тех пор, пока существует хоть один ограниченный ресурс, который может оказаться полезен человечеству. Это означает, что коммунизм, понимаемый как экономическая система, основанная ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на принципе безвозмездного дарения, никогда не может быть достигнут.
И я не думаю, что пытаться сделать экономику полностью свободной от денег и исключительно основанной на принципе свободного дарения является достойной целью. Подобная цель столь же абсурдна, как и цель построения экономики основанной исключительно на государственной собственности и центральном планировании без элементов рынка (или, раз уж на то пошло, столь же абсурдна, как экономика, основанная исключительно на рыночных силах и частном предпринимательстве, и отрицающая всякое планирование).
Я думаю, что нам следует перестать пытаться определять идеальное общество в терминах желаемой экономической модели, и начать думать о том, как мы могли бы определить такое общество в терминах желаемого образа жизни. Я предлагаю определить коммунизм как такой образ жизни, при котором люди, вместо того, что конкурировать друг с другом за скудные ресурсы, сотрудничают друг с другом для того, чтобы сделать эти ресурсы более обильными. При такой формулировке, коммунизм превращается в трудную, но благородную и достойную цель, даже если она не может быть достигнута с абсолютной полнотой. Хотя мы никогда не сможем сделать все ресурсы абсолютно неограниченными и бесконечно доступными, это не означает, что мы не должны стремиться к такой цели. Мы можем приближаться к ней, используя математический термин, асимптотически, т.е. мы можем с каждым днем приближаться к ней все ближе и ближе, никогда окончательно ее не достигая. В такой формулировке коммунизм становится идеалом, который может руководить нашими действиями, понемногу, с каждым днем, делая мир, в котором мы живем, лучше. Его не следует рассматривать как конечную цель, достижение которой положит конец процессу самоусовершенствования и прогресса человечества Вызревание коммунистического способа производства в недрах капитализма Суть "технокоммунизма" - это стремление к эгалитарному обществу, т.е. обществу, исходящему из того, что каждый человек должен иметь равные возможности для самосовершенствования, что в условиях чисто информационного общества означает равные права доступа к информации. Такой "информационный" коммунизм - это не моя выдумка. Коммунистический способ производства уже постепенно вызревает в недрах современного капитализма, подобно тому, как капиталистический способ производства в свое время вызрел в недрах феодализма. Большая часть производства пока еще материальна, и поэтому мы можем наблюдать этот процесс лишь в тех немногих областях производства, которые уже сегодня состоят в производстве чистой информации и почти никак не "завязаны" на материальное производство. Но даже в этих областях мы пока не можем наблюдать этот процесс в чистом виде, поскольку творцы информации вынуждены питаться, а питание пока еще стоит денег. На сегодня наиболее яркий конкретный пример продукции зарождающегося нового способа производства - это операционная система Linux. "Линуксоиды" создавали ее не потому, что хотели заработать денег - просто им была нужна операционная система с определенными качествами. У многих из них просто не было денег, чтобы купить необходимую им дорогую коммерческую ОС. Пиратство на Западе уже сейчас преследуется довольно сурово, и поэтому доступ к необходимому им информационному продукту был для них закрыт - капиталистическое общество попросту выставило их за порог цивилизации и захлопнуло у них перед носом дверь. И тогда они стали писать необходимую им операционную систему сами, бесплатно выкладывая свои исходные коды на интернете и приглашая всех желающих принять безвозмездное участие в этой работе. И самое поразительное это то, как много нашлось таких желающих. Люди, жившие в разных уголках земного шара, общаясь через интернет, участвовали в этой работе совершенно безвозмездно, и также безвозмездно отдавали продукты своего труда всему человечеству, выкладывая их на интернете. При этом над творцами не стояли никакие начальники, а были лишь координаторы, осуществлявшие через интернет координацию, минимально необходимую при работе над таким большим совместным проектом.
Здесь уже ясно виден прообраз будущего коммунистического способа производства, видны его основные признаки - бесплатность и безвозмездность труда, открытый доступ всего человечества к продуктам труда, самоорганизация производства на добровольных началах. Источник: http://technocosm.narod.ru/ | |
Категория: Геополитика | Добавил: trends (11.01.2008) | |
Просмотров: 1639 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |