Главная » Статьи » Человек |
Что такое нанотехнология? Согласно широкому определению нанотехнология есть "совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, имеющие принципиально новые качества и позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба." Согласно узкому определению, которого придерживается Э. Дрекслер, нанотехнология есть конструирование вещества методом снизу вверх, с использованием нанороботов. Нанотехнология сделает возможным создание гигагерцовых компьютеров размером меньше кубического микрона (одна миллиардная кубического миллиметра); машины для ремонта живых клеток; бытовые универсальные производственные устройства и устройства для переработки отходов; дешевые средства колонизации космоса и многое, многое другое. Вообще говоря, основная идея нанотехнологии состоит в том, что практически любую химически стабильную структуру, которую можно описать, на самом деле, можно и построить. Эта идея берет свое начало еще в хрестоматийной речи Ричарда Фейнмана в 1959 году "Там внизу полно места", но лишь после детального анализа, проведенного Эриком Дрекслером в начале восьмидесятых, молекулярная нанотехнология стала самостоятельной областью науки и превратилась в долгосрочный технический проект. Последние несколько лет ознаменовались бурным ростом интереса к этой области и ростом инвестиций в нанотехнологию. Дрекслер предложил идею "ассемблера", устройства, обладающего субмикроскопическим механическим манипулятором, контролируемым компьютером. Ассемблер будет способен захватывать и точно позиционировать химически активные структуры с тем, чтобы детально контролировать место, где будет происходить химическая реакция. Такой универсальный подход делает возможным создание больших объектов с атомарной точностью через последовательность тщательно контролируемых химических реакций, создавая эти объекты молекула за молекулой. Ассемблеры смогут и создавать свои копии, то есть размножаться, если их на это запрограммировать. Как одно из важнейших следствий функционирования ментального кластера нанотехнологии, необходимо обозначить остроту этической проблематики. А именно проблемы определения границ человеческой природы в отношении её возможного технологического "улучшения". Рассмотрение техногенной цивилизации целесообразно вести в рамках концепции информационного общества, поскольку его теоретический срез во многом зависит от представлений информационной эпохи. Поэтому методологически принимается концепция информационно-сетевого общества Мануэля Кастельса, а нанотехнология, прежде всего, будет рассматриваться как технология информационного общества. Согласно Кастельсу имеют место пять основных характеристики парадигмы информационного общества. Первая характеристика парадигмы состоит в том, что информация оказывается ее сырьем и мы имеем дело с технологиями воздействия на информацию. Вторая черта это всеохватность эффектов новых технологий. Третья характеристика это сетевая логика любых систем, использующих новые информационные технологии. Четвертая особенность, состоит в том, что эта парадигма основана на гибкости. Пятая характеристика - это растущая конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе. Нанотехнология отражает все эти характеристики, что будет показано во второй главе. Влияние нанотехнологии на основные социальные сферы Среди этих социально значимых сфер, для исследования выделены: идеология, медицина, сфера информационных коммуникаций, экология, энергетика, военная сфера, сфера потребления. Оказывая влияние на эти сферы, нанотехнология приведёт к изменению образа жизни, смене форм коммуникации и возникновению новых социальных общностей построенных на новых возможностях нейроинтерфейсов и виртуальной реальности полной загрузки. Новые социальные общности с участием мощного искусственного интеллекта. Новый способ технологического производства без использования физической силы человека в производстве макрообъектов. Суть нанотехнологии - в появлении молекулярных машин на неорганической основе произведёт переворот в способе производства материальных благ ранее невиданных и исторически беспрецедентных масштабов. Анализируя сферу идеологии как одну из составляющих общественного сознания, можно очертить влияние, которое оказывает нанотехнология. Возникновение трансгуманизма прямо предполагает различные технологии, в том числе, как одну из них - нанотехнологию. Трансгуманизм можно определить как интеллектуальное и культурное движение, поддерживающее использование новых наук и технологий, для увеличения познавательных и физических способности человека, а также качества жизни. Расценивает болезни и старение, как нежелательные и ненужные аспекты человеческого существования. Ставит целью транс и пост человеческий способ бытия. Второй социально значимой сферой является военнопромышленный комплекс (ВПК). Именно потребности обороны, геополитические амбиции, борьба за жизненноважные ресурсы и реалии гонки вооружений среди ведущих супердержав, оказываются движущей силой развития новых технологий в области вооружений. Нанотехнология не исключение, напротив, возможность контроля вещества на уровне молекул и отдельных атомов ставит её в особое положение. Анализ данной сферы затрудняется тем, что военные разработки в области нанотехнологии засекречены и доступ к ним отсутствует. Можно констатировать лишь отдельные общие направления и сведения, утечку которых санкционируют военные ведомства в своих интересах. Именно ВПК, как социальная сфера оказывается мощным каналом трансляции и проникновения ценностей техногенной цивилизации в культуры традиционных обществ, фактором их разложения. Дело в том, что освоение высокотехнологичной техники требует освоения огромного пласта научных знаний, а это, в свою очередь, требует иного мировоззрения, принятия иных ценностей. Хорошо известен факт, что в Афганистане движение "Талибан", пытаясь сохранить традиционный образ жизни афганцев, прямо ввело запрет на пользование радио и спутниковым телевидением. Военное использование нанотехнологий открывает качественно новый уровень военнотехнического доминирования и геополитического господства в мире. Нанотехнология внесёт изменения в военной сфере. Новая качественно преобразованная и неконтролируемая гонка вооружений. Контроль за нанотехнологией может быть реально осуществлён лишь в глобальной цивилизации. Нанотехнология позволит произвести полную механизацию полевой войны, исключающие присутствие модернизированных солдат. Мощный и дешёвый искусственный интеллект станет неотъемлемой частью любого вида оружия. Стратегии ядерного сдерживания потерпят крах, поскольку контроль за безопасностью становится практически невозможным. Нанотехнология уменьшит и в конечном счете устранит этот предел безопасности. Хорошо подготовленная, длинная изматывающая война, с децентрализованным и универсальным производством на основе ассемблера, сможет уничтожить каждую из воюющих сторону прежде, чем одно государство сможет нейтрализовать все другие. Нанотехнология уменьшит стимулы для поддержания мирных отношений с другими странами. Если нанотехнологическому развитию позволят распространиться, то многие страны достигнут и экономической независимости и беспрецедентного военного роста. Большое количество наций владеющих нанотехнологиями ведёт к втягиванию нанооружия в региональные конфликты. Нанотехнология открывает дверь для развития конкурирующих групп в пределах стран. Нанооружие может быть использовано криминальными и этническими группировками. Радикальные межнациональные группы, связанные религиозным, культурным, или идеологическим экстремизмом, используя молекулярное производство для террористических целей могут начать террор. Таким образом, главным выводом о результате проникновения нанотехнологии в сферу вооружения является перспектива образования глобального общества способного контролировать нанотехнологию и гонку вооружения. Это тенденция универсализма определяется рациональностью техногенной цивилизации и выражает её интересы и ценности. Следующая социально значимая сфера это медицина. Здесь ожидается наибольшее влияние нанотехнологии, поскольку она затрагивает саму основу существования общества - человека. Нанотехнология выходит на такой размерный уровень физического мира, на котором различие между живым и неживым становится зыбким - это молекулярные машины. Даже вирус отчасти можно считать живой системой, поскольку он содержит в себе информацию о своём построении. А вот рибосома, хотя и состоит из тех же атомов, что и вся органика, но такой информации не содержит и поэтому является лишь органической молекулярной машиной. Нанотехнология в своём развитом виде предполагает строительство нанороботов, молекулярных машин неорганического атомного состава, но по замыслу Эрика Дрекслера эти машины смогут строить свои копии, обладая информацией о таком построении. Поэтому грань между живым и не живым начинает стираться. На сегодняшний день создан лишь один примитивный шагающий ДНК-робот. Hазвитие наномедицины выявляет следующие социокультурные изменения: 1. Кризис антропоцентризма. Исчезновение природного тела, принципом которого было создание искусственной среды, отделяющей тело от окружающей среды, приведёт к виртуализации восприятия внешней среды, обычное представление о различии между реальным и виртуальным исчезнет вместе с исчезновением природного человеческого тела. Исчезновение этой ценностной по сути границы приведёт к созданию новых ценностей. Но телесность есть важнейшая составляющая антропоцентристкого мироотношения. Поэтому возможность создания искусственного тела подводит к ряду проблем, таким как оспаривание тезиса об исключительном статусе человеческого тела как носителя и хранителя человеческого сознания. Заложенный в самой нанотехнологии принцип антропной децентрализации, предполагает крушение исключительности человеческой формы разумности базирующейся на общепринятом антропоцентрическом взгляде на мир, где человек это вершина и смысл творения. Другим следствием оказывается принцип практического бессмертия 2. Информационное понимание смерти. Отталкиваясь от более общей установки о греховности тварной природы происходит осознание ошибочности некоторых природных процессов и их нежелательности для человека. Сама смерть начинает пониматься как обратимый процесс клеточного повреждения, которое может быть устранено с помощью молекулярного ремонта, осуществляемого нанороботами. Причём примером служат существующие в природе ремонтные системы ДНК. Социальным явлением такого истолкования смерти оказывается развивающаяся на Западе крионика. Смерть понимается как информационное разрушение личности человека. Как утверждает Рей Курцвэиль это неизбежное последствие развития нанотехнологии может обозначить границу между ныне существующим человеком и человечностью, делающей нас лишь её ограниченным воплощением. 3. Проблема социального кода смерти. Социальное устройство индустриального и постиндустриального общества таково, что это различие не имеет значения. Биологическая смерть предполагает социальную, а социальная ведёт к биологической. Социум содержит в своей структуре нормы, законы и представления о границах человеческой жизни в её социальном измерении ориентированные на границы биологической жизни человека. Контроль над смертью на биологическом уровне и продление дееспособности человека независимо от возраста поставит вопрос о независимости времени социальной жизни от времени биологического существования. Следствием этого станет вопрос об изъятии "социального кода смерти" из социальной структуры общества развитых нанотехнологий. 4. Пересмотр законодательства и культурных представлений. Механизмы социальной смерти потеряют биологическую основу. Другим социальным последствием радикального увеличения жизни станет новое законодательство вводящее ценз на право семье иметь ребёнка. Идеи такого закона уже обсуждаются, но только радикальное продление жизни сделает его актуальным. Наноэнергетика позволит значительно повысить эффективность систем преобразования и аккумулирования солнечной энергии. Это обеспечит отказ от использования невозобновляемых энергоресурсов таких как уголь и нефть. Нанотехнология позволяет повысить эффективность нефтеперерабатывающей промышленности, но она ведёт и к полному отказу от этой отрасли. Возможен полный отказ от импорта нефти. через огромные запасы замороженного натурального газа (газогидрата) на дне океана и его восстановления с помощью органических нанокатализаторов. Нанотехнологии могут сделать солнечные батареи чрезвычайно эффективным источником электричества. С помощью нанотехнологий можно получать уголь высочайшей степени чистоты и тем снять остроту нефтяной проблемы. Высокочистый уголь - эффективное и экологически более чистое топливо, чем нефть, а его запасы на Земле несравненно больше. Распространения дешёвых и эффективных солнечных батарей разрушит монополию централизованных энергетических систем, чем начнет процесс формирования нового, более эффективного, экологически безопасного и более децентрализованного энергохозяйства. Таким образом совершается очередная научно-техническая революция в энергетике. Нанотехнология ведёт к переходу от традиционной, слишком централизованной энергетики к новой, децентрализованной, экологичной, топливосберегающей. Для общества это возможность автономного существования и большей независимости от централизующих действий властвующих элит. Это приведёт к поиску новых способов господства над обществом со стороны элит. Акцент господства сместится в сторону контроля за распространением образования и технологий. Общий вывод состоит в том, что нанотехнология, воздействует на техногенную цивилизацию по всем социально значимым областям. Нанотехнология есть первая глобальная технология последствием внедрения которой станет смена социальной парадигмы и формирование глобального общества в котором искусственный интеллект и синтетическая реальность станут доминировать во всех сферах человеческой деятельности. Большой толчок к развитию получит производство суперкомпьютеров. Если одним из главных критериев идентификации общества как информационного выступает доступ общества к информационным потокам, обеспечиваемый информационными сетями и Интернетом, то для общества развитых нанотехнологий будет характерным появление доступа для большинства его членов к массовому и дешёвому искусственному интеллекту и синтетической реальности в её различных формах. Основными формами такой реальности будет технологически эммулированная чувственность и продукты нанопроизводства по технологии снизу вверх. Опасности социального и экономического порядка. Экономически общество столкнётся с проблемой сокращения рабочих мест из тех технологических комплексов, которые нанотехнология сделает морально устаревшими. Молекулярное производство угрожает разрушить существующую экономическую структуру, нивелируя ценность материальных и человеческих ресурсов, индустриальную инфраструктуру посредствующих звеньев, обеспечивающую занятость. Кроме того, имея всеобщую применимость, нанотехнологические концерны могут монополизировать производство, вытесняя конкурирующие технологии и используя промышленный шпионаж на молекулярном уровне. Такая монополия может существенно подорвать конкуренцию и развитие альтернативных технологий. Сфера экономических отношений станет склоняться к доминированию локальной экономики. Отдельный человек сможет производить все, что теперь производится только благодаря огромной экономико-производственной системой больших социальных общностей. При условии неконтролирумого распространения технологической информации произойдёт крах традиционныых форм экономического контроля со стороны государства. Один из базисных параметров государства - сбор налогов, как форма экономического регулирования потеряет значение. Исчезновение угрозы голода и нищеты приведёт к обессмысливанию современного государства как аппарата эксплуатации в условиях деффицита ресурсов. Потеряют смысл и социальные страты иерархизированные на основании невозможности всеобщего доступа к ограниченным материальным ресурсам и продуктам производства, построенного на эксплуатации человеческой жизненной энергии, также ограниченной по ресурсу. Современные транснациональные экономические гиганты начнут терять прибыль и влияние. Целые регионы с помощью нанотехнологий смогут выходить из системы глобального хозяйства и глобального разделения труда. Станет расти число регионов, замкнувшихся на самодостаточное местное производство и местный обмен. Основные войны будут вестись именно за экономический контроль над нанопроизводством во всех его формах. Возможность победы над нищетой и голодом угожает составляющей современной социальной матрицы - господства достигаемого в силу объективно существующего неравенства в получении средств к существованию. Господство как идея найдёт новые формы реализации в создании новых технологических средств контроля за поддержанием неравества в социумах. Основанием этого нового неравенства станет достигнутый в том или ином социуме уровень мощности искусственного интеллекта. Новые конфликты будут уже войнами не столько людей сколько войнами искусственных интеллектов и созданной этим интеллектом техники и виртуальной реальности. Другая угроза состоит во вторжении в сферу частной жизни граждан, поскольку нанотехнология позволит создать систему тотального наблюдения. Возможность быстро и дёшево производить миллиарды нанодатчиков и нанокомпьютеров позволит контролировать каждого гражданина в любом государстве. Гене-тическая дискриминация будет следствием молекулярных технологий нано-уровня. Фирмы и государственные организации в лице работодателей будут заинтересованы в приёме сотрудников без отклонений на генном уровне. Выявление более совершенного генотипа может стать критерием статусной дифференциации в обществе. Исследования показали, что генетическая информация об индивиде может стать основанием отказа компаний страховать жизнь и здоровье, а также быть причиной потери работы. Нанотехнология и этика. Этических проблем возникающих с развитием нанотехнологий более чем достаточно."При выходе нанотехнологии на большую сцену, когда ее обещания начали становиться реальными, возникло несколько вопросов, касающихся этики, государственной политики, законности и общественной жизни. Большинство вопросов не новы, но нанотехнология иначе расставила акценты в них." Цен-тральным этическим вопросом связанным с развитием нанотехнологии является вопрос о том, что составляет собственно человеческий способ бытия и каковы те границы, выйдя за которые технологически мы перестанем быть тем, чем яв-ляемся с физиологической и морально-этической точек зрения. Поиск границ человечности и человеческого является важной социально-философской про-блемой. Мартин Хайдеггер, затронув проблему Бытия, также столкнулся с темой гуманизма. Пытаясь дать ответ на вопрос о собственно человеческом в человеке, Хадеггер называет человека пастухом Бытия, а значит и хранителем: "Для человека, однако, остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию; ибо соразмерно последнему он призван как экзистирующий хранить истину бытия. Человек - пастух бытия." Трансгуманизм как этическая доктрина технологической направленности снова ставит перед собой этот вопрос. Речь идёт о смене этической парадигмы в которой нанотехнология оказывавется одной из главных движущих сил. Развитие нанотехнологии ведёт к возникновению новых реалий жизни. Эти реалии с необходимостью ставят новые этические вопросы. Так, например, в период от 2005 года до 2010 года на обсуждение выходят такие вопросы: Мощный процесс патентирования открытий в нанотехнологии уже ставит вопрос об от-ношении ограничения патентами применения новых лекарств и здоровья большинства простых людей. "При изучении данных ситуаций возникает вопрос, должны ли (а если да, то когда) здоровье и польза ставиться выше патентов и других ограничений. Если нанотехнология начнет предлагать лекарства от рака или даже позволит создать универсальные антивирусы, данные вопросы станут первостепенными." Имеем ли мы право генетически изменить нас и будущие поколения, чтобы получить новый биологический вид или несколько новых видов? Этично ли обществу создавать будущие элиты, которые бы совершенствовали себя с помощью искусственного интеллекта и генной инженерии? Этично ли людям слиться воедино с технологиями как один из способов предотвращения технологической гегемонии над человечеством? Должны ли быть пределы стремления к счастью в связи с ускорением достижений в создании воздействующих на психику лекарственных средствах и виртуальной реальности? Должна ли возможность предотвращения старения быть предоставлена каждому или только тем, кто может заплатить за это? Этично ли проводить исследования, которые приведут к созданию интеллектуальных технологических "существ", которые будут иметь способность конкурировать за заполнение экологической ниши с человеком или другими биологическими формами жизни? Должны ли иметь права искусственная жизнь (имитирующие жизнь компьютерные программы, разумные роботы и т.д.) или животные, чей разум был расширен почти до уровня человека? Имея ввиду экономические и другие последствия стареющего населения, должны ли мы иметь право на самоубийство и эвтаназию? Имеем ли мы право колонизировать другие планеты и использовать их ресурсы? Если технологии разовьют собственный искусственный интеллект, то какие этические обязательства должен иметь его создатель? Имеем ли мы право на генетическое вмешательство в новорожденных или эмбрионы, если их генетический код показывает высокую вероятность насильственного поведения в будущем? Таким образом налицо возможность изменения параметров социальной матрицы с развитием нанотехнологии. Подменить собой социальную матрицу нанотехнология не сможет, но тенденция встраивания в социальную матрицу техногенной цивилизации, в силу её всеобщего характера и уровня проникновения во все сферы человеческой цивилизации, выявлена в исследовании. И в этом встраивании нанотехнологии в социальную матрицу содержится её наибольшая опасность, поскольку достижения нанотехнологии будут влиять на общество, коллективные представления, уклад жизни и традиции также, как это ранее делали идеологии, экономика и политика, нуждается в дальнейших исследованиях.
| |
Категория: Человек | Добавил: trends (11.10.2008) | Автор: Путилин А.И. | |
Просмотров: 5743 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||